Центры на базе ВУЗа || Профилактики экстремизма

Центр изучения социальных конфликтов и профилактики экстремистских проявлений в молодёжной среде

Расположение: г.Орехово-Зуево, ул.Зелёная, д.22, корпус 2

Руководитель Центра - Юнусов Адхамжон Мамадалиевич, доктор философских наук, профессор, академик РАЕН

Информационный ресурс центр

Положение о центре изучения социальных конфликтов и профилактики проявлений экстримизма в молодежной среде (утверждено 29.08.2016)

 

ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарно-технологический университет» уделяет особое внимание исследованию вопросов молодёжной политики, профилактики проявлений различных форм экстремизма.

В этих целях в структуре университета  создан Центр по изучению социальных конфликтов и профилактики экстремизма в молодёжной среде. Идея создания Центра возникла в результате проведенной  в университете  26  апреля 2012 года Всероссийской научно-практической конференции с международным участием на тему: «Проблема формирования толерантного сознания и профилактики терроризма, экстремизма в молодёжной среде». По итогам работы конференции была принята резолюция, в которой были сформулированы рекомендации и пожелания о том, чтобы университет  выступил инициатором в разработке  проблем социальных конфликтов и профилактики проявления экстремизма в молодёжной среде.

Исходя из того, что в современной России существует необходимость приоритетной разработки проблем предупреждения экстремизма в молодежной среде, в структуре университета в январе 2013 года был создан Центр.

В соответствии с утвержденным положением, Центр призван обеспечивать научно-аналитическую и консультационную работу по проблемам разрешения социальных конфликтов, стратегиям противодействия экстремизму, формированию у молодежи толерантного отношения к представителям других мировоззренческих и культурных традиций, способствовать укреплению безопасности, стабильности и устойчивости в обществе.

Основными целями деятельности Центра являются:

• организация научно-исследовательской, образовательной, информационно-аналитической и координационной работы по теоретическим и прикладным направлениям обеспечения социальной безопасности, изучение социальных конфликтов и профилактики экстремизма в молодёжной среде, комплексного подхода к научно-аналитической и социально-проектной деятельности в этих направлениях;

• содействие объединению и привлечению к совместной деятельности всех образовательных учреждений Московской области, органов управления муниципальных образований и отдельных общественных организаций и иных институтов исполнительной власти, обеспокоенных состоянием и проблемами межэтнического и межконфессионального взаимодействия в обществе.

Центр в достижении указанных  целей намерен свою работу строить  в следующих направлениях:  определение текущих и перспективных задач исследовательской работы сотрудников Центра; разработка актуальных проблем социальной безопасности, ксенофобии и национализма, экстремизма и терроризма; изучение конфликтных процессов в молодежной среде, установление факторов, влияющих на социальную конфликтность молодежи; разработка наиболее эффективных технологий конструктивного управления поведением молодежи в конфликтных ситуациях;  развитие практики общественной экспертизы и мониторинга для принятия решений по развитию этно-социальной деятельности в регионе; выдвижение инициатив (по согласованию с Учредителем) по различным вопросам деятельности, направленной на профилактику проявлений экстремизма в органы государственной власти и органы местного самоуправления;     участие в разработке и реализации проектов, проведение научно-исследовательской работы в области профилактики экстремизма в молодежной среде; оказание методической и информационной поддержки учреждениям среднего, начального профессионального и высшего образования, находящимся на территории Московской области; содействие пропаганде и формированию правовой культуры жителей Московской области путем информационно-просветительской деятельности; содействие воспитанию социально зрелого слоя молодежи; содействие укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению и преодолению социальных, национальных, религиозных конфликтов.

В настоящее время Центром достигнуты Соглашения о  сотрудничестве с Институтом изучения проблем противодействия экстремизму и терроризму при Казахском гуманитарно-юридическом университете в г. Астане,  Академией управления МВД России. Центр принимает активное участие в объединении усилий ученых в разработке проблем экстремизма с такими ведущими научными организациями страны, как Институт философии  (ИФ РАН), Институт социологии (ИС РАН), Национальный  Антикриминальный и Антитеррористический Фонд России, журналом «Противодействие терроризму. Проблемы XXI века –CounterTerrorism», Московским антикоррупционным комитетом  и др.

В работе Центра активно принимают участие и поддерживают его научные начинания такие известные российские ученые-эксперты по проблемам национальной безопасности РФ,  экстремизму и терроризму профессора Ю. И. Авдеев, В. Е. Петрищев, О.М. Нечипоренко, Ю. В. Латов и др. 

Центр готов сотрудничать со всеми научными организациями, активно изучающими проблемы молодежного экстремизма.

Значительным успехом в работе Центра является его участие в Конкурсе на премии Губернатора Московской области «Наше Подмосковье» по номинации «Безопасная среда».  В данном конкурсе   Центр участвовал с проектом: «Профилактика экстремизма и противодействие распространению его идеологии в молодёжной среде». По итогам конкурса данный проект  стал лауреатом Премии в 2013 и 2016 году.

           

Первостепенным является разработка и функционирование, наряду с программой воспитательной работы образовательного учреждения комплексной программы по созданию единого информационного противодействия проявлениям экстремизма и терроризма в образовательной среде.  Так, в течение последних трех лет, Центр совместно с другими структурами ГГТУ реализует подобную программу. Она направлена на:

-  Воспитание культуры толерантности и межнационального согласия в студенческой среде.

-  Достижение необходимого уровня правовой культуры студентов как основы толерантного сознания и поведения.

- Формирование в студенческой среде мировоззрения и духовно-нравственной атмосферы этнокультурного взаимоуважения, основанных на принципах уважения прав и свобод человека, стремления к межэтническому миру и согласию, готовности  к активному диалогу и взаимодействию культур.

- Общественное осуждение и пресечение на основе действующего законодательства любых проявлений дискриминации, насилия, расизма и экстремизма на  национальной, религиозной и политической почве.

- Развитие направлений внутривузовской воспитательной работы по профилактике проявлений экстремизма и ксенофобии в студенческой среде.

- Разработка направлений и путей проведения пропедевтической работы со студентами, профессорско-преподавательским составом по овладению системой знаний в области профилактики любых проявлений дискриминации, насилия, расизма и экстремизма на  национальной, религиозной и политической почве.

- Проведение регулярной диагностической и разъяснительной работы со студентами.

- Анализ эффективности мероприятий, проводимых в рамках профилактики проявлений экстремизма и ксенофобии в молодежной среде и внесение необходимых корректив с целью повышения  результативности предпринимаемых мер.

Комплексная программа по созданию единого информационного противодействия проявлениям экстремизма и терроризма в образовательной среде может состоять из 3 направлений работы:

- научно-методического обеспечения;

- организационного обеспечения;

- общественно-воспитательной деятельности.

Реализация комплекса мероприятий  должно осуществляться лишь в тесном взаимодействии обучающихся с  учителями, кураторами,  родителями структурными подразделениями учебного заведения.

Важным элементом является научно-методическое обеспечение информационного противодействия экстремизму и терроризму включающее:

- Создание постоянно действующих проблемных групп в образовательном учреждении с участием представителей правоохранительных органов,  религиозных и общественных организаций по вопросам противодействия религиозно-политическому экстремизму.

- Разработка и введение в учебные планы специальных курсов по противодействию религиозно-политическому экстремизму.

- Проведение регулярных публичных чтений лекций для студентов, направленных на профилактику проявлений экстремизма, преступлений  против личности, общества, государства.

- Разработка и утверждение перечня мероприятий деканатов и кафедр университета в соответствии по профилактике проявлений экстремизма и ксенофобии в молодежной среде.

- Проведение регулярных мониторинговых исследований, а также  деятельность психологов и социальных педагогов по оказанию информативной и  консультативной помощи студентам.

- Публикации  рекомендаций для кураторов студенческих групп по профилактике проявлений

экстремизма и ксенофобии в молодежной среде, памяток для студентов 1 курса.

- Создание и пополнение мультимедийной методической  библиотеки по гражданско-

патриотическому воспитанию детей и молодежи и  профилактике проявлений экстремизма

и ксенофобии в молодежной среде.

Организационное обеспечение информационного противодействия экстремизму и терроризму  включает:

- Регулярное проведение учебных тренировок со студентами по правилам поведения при возникновении экстремальных ситуаций.

- Организация цикла  показа тематических видеороликов в корпусах университета, направленных на информирование студентов  о безопасном поведении в экстремальных ситуациях.

- Проведение комплекса оборонно - спортивных соревнований «Спорт-миротворец» для

студентов-старшекурсников, как основы нравственно-патриотической и физической подготовки будущих защитников Отечества.

- Проведение студенческих научно-практических конференций по вопросам профилактики экстремизма и терроризма с привлечением учителей общеобразовательных школ, работников учреждений дополнительного образования, представителей правоохранительных органов  и органов государственной власти.

- Организация практических семинаров для кураторов студенческих академических групп, учителей общеобразовательных школ, работников учреждений дополнительного образования, по проблемам государственно- конфессиональных отношений и противодействия религиозно- политическому экстремизму с привлечением работников УВД, ФСБ, МЧС города.

- Проведение "круглых столов"  и открытых диспутов по вопросам взаимодействия ветеранских объединений и молодежных  студенческих организаций по патриотическому воспитанию и профилактике экстремизма в молодежной среде.

- Подготовка учителей – предметников на факультетах повышения квалификации по вопросам противодействия экстремизму в образовательной среде.

- Организация на базе вузов  районных и областных семинаров-тренингов для заместителей руководителей по безопасности и воспитательной работе образовательных учреждений области по вопросам информационного противодействия экстремистским проявлениям.

- Осуществление мониторинговых исследований и прогнозов социальных процессов в студенческой среде с целью профилактики экстремистских проявлений.

- Проведение месячника безопасности, занятий по профилактике правонарушений и

действий в экстремальных условиях.

- Организация недели правовых знаний.

- Размещение на интернет-сайте университета, на страницах внутривузовской  газеты  информации, направленной на формирование у студентов чувства патриотизма, дружбы народов, интернационализма, а также информации этнокультурного характера.

- Распространение среди студентов информационных материалов, содействующих повышению уровня  толерантного сознания молодежи.

- Проведение организационно-методических и спортивно-оздоровительных мероприятий на  факультетах и кафедрах университета по утверждению в сознании молодых людей  идеи личной и коллективной обязанности уважать права человека и разнообразие в нашем обществе (как проявление культурных, этнических, религиозных, политических и иных  различий между людьми), формированию нетерпимости к любым, проявлениям экстремизма.

- Мониторинг использования студентами интернет-ресурсов и социальных сетей (чаты, форумы, социальные группы) с целью профилактики проявлений экстремизма.

Общественно-воспитательная деятельность  может включать:

- Организацию и проведение "круглых столов"  с представителями основных религиозных конфессий на темы: "Религиозные объединения и гражданское общество", "Религиозные объединения в демократическом обществе", "О свободе совести и религиозных отношениях в Российской федерации", "Проблемы толерантности в условиях полиэтнического и многоконфессионального регионального проживания« и др. с участием представителей правоохранительных органов,  религиозных и общественных объединений.

- Конкурс научных работ, исследовательских и творческих проектов  по противодействию религиозно-политическому экстремизму и по истории религий народов Российской Федерации.

- Проведение ежегодного конкурса среди студентов на лучший  документальный видеоролик,  студенческого конкурса публицистических материалов, конкурса проектов  студенческого самоуправления по профилактике экстремизма в подростковой молодежной среде.

- Проведение военно-спортивных игр и смотра – конкурса военно-строевой песни.

- Проведение комплекса студенческих ознакомительных экскурсий патриотического характера по местам боевой славы Подмосковья (в рамках празднования – 68-летия Победы в Великой Отечественной войне).

- Проведение Дней национальных культур (выставка, конкурс худ. самодеятельности) в рамках Московского областного фестиваля  народов мира «Дружба без границ».

- Работа по расширению уголка национальной дружбы в Музее истории университетауниверситеа,  регулярное обновление информационных стендов в корпусах университета.

По результатам деятельности вуза, были выявлены следующие рекомендации:

Для эффективности информационного противодействия проявлениям экстремизма и терроризма в молодежной среде  в рамках образовательного учреждения первоочередными мерами считать:

1. Проведение комплекса мероприятий по противодействию преступности экстремистской направленности, где основное значение должна иметь грамотная и своевременная профилактическая работа, в которой правоохранительным органам большую помощь могут оказать педагогические коллективы школ, техникумов, колледжей и ВУЗов, работники органов местного самоуправления, представители общественных объединений (спортивных секций, традиционных религиозных конфессий и т.д.).

2. Создание под контролем  общественных организаций и органов государственной власти при участии компаний, оказывающих услуги в сети Интернет, наблюдательных советов и «горячих линий», которые были бы наделены полномочиями оперативно удалять из глобальной сети Интернет материалы, содержащие призывы к насилию, детскую порнографию и другую негативную информацию, как это узаконено в большинстве развитых стран.

3. Организация учебных тренингов в вузах для педагогического состава по оценке, анализу и прогнозированию социально-политической ситуации в студенческой среде, по формированию толерантного сознания.

4. Регулярное проведение дней национальных культур, творческих фестивалей, конкурсов, лагерей и школ толерантности.

5. Разработка и введение в учебные планы специальных курсов по противодействию религиозно-политическому экстремизму.

 

2024