- Главная страница
- Новости университета
- Новости колледжей
- Наш университет
- Программа развития университета
- Доступная среда
- Научная работа
- Воспитательная работа
- Центры на базе ВУЗа
- Международное сотрудничество
- Библиотека
- Довузовская подготовка
- Абитуриенту
- Студенту
- Выпускнику-Трудоустройство ВО
- Выпускнику-Трудоустройство СПО
- Институт дополнительного образования
- Работнику
- Вакансии
- Образовательные ресурсы
- ЭИОС
- Печатные и электронные издания
- Анонс событий
- Проект "Путевка в жизнь школьникам Подмосковья"
- Карта сайта
- Наши контакты
- Лента новостей
- Представление на лицензирование образовательных программ
- Внутренняя оценка качества образования
Институт кураторства
Согласно тезисам Национальной образовательной инициативы «Новая школа», немаловажным аспектом, обеспечивающим формирование современной школы, является «раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотического человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире».
В помощь куратору
- Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа"
- Концепция духовно-нравственного воспитания.
- Положение о кураторе студенческой академической группы.
- Положение о Совете кураторов.
- Положение о комиссии по воспитательным мероприятиям.
- Журнал куратора студенческой академической группы.
- Положение о конкурсе «Лучший куратор студенческой академической группы».
- Положение о проведении ежегодного праздника «День студенческого городка».
- Положение о смотре-конкурсе на лучшую академическую группу.
- Положение о смотре-конкурсе художественной самодеятельности среди факультетов.
Важным элементом кураторской работы является реализация актуальных направлений воспитания студентов, которые способны обеспечить, с одной стороны, стабильность и фундаментальность воспитательной системы университета, с другой, - инновационность и перспективность воспитательной деятельности и развитие системы воспитательной работы вуза.
У вчерашних абитуриентов, студентов-первокурсников, едва переступивших порог учебного заведения зачастую отмечается:
- низкая академическая успеваемость;
- отсутствие мотивации к профессионально-личностному самосовершенствованию;
- вредные привычки и низкая культура поведения;
- нонконформизм и отсутствие активной гражданской позиции;
- отсутствие мотивации к социально-значимому творчеству и социально-активной работе;
- низкий уровень правовой культуры как основы толерантного сознания и поведения.
Это приводит к возникновению определенных трудностей в организации учебно-воспитательного процесса.
Основной задачей куратора является формирование у студентов положительной мотивации к профессионально-личностному самосовершенствованию через развитие социокультурного пространства вуза.
Институт кураторства в нашем вузе представляет собой неотъемлемый элемент в системе организации учебной и воспитательной деятельности, которая реализуется в рамках Концепции воспитательной работы и «Программы воспитательной работы со студентами».
Приказом ректора за каждой студенческой академической группой закреплен ответственный преподаватель-куратор. Работа куратора осуществляется на плановой основе. Куратор отвечает за ведение установленной в институте документации студенческой группы. Журнал куратора студенческой группы является основным отчетным документом, отражающим организационную, научно-методическую, аналитическую работу по всем видам деятельности со студентами в группе, основывается на перспективном и годовом планировании факультета, университета.
В журнале куратора содержится перспективный план воспитательной работы на год, ежемесячный план, более подробный, с конкретным указанием сроков и дат мероприятий, их полного названия.
Одной из форм работы куратора является проведение тематических кураторских часов. Куратор обязан один раз в две недели (согласно установленному времени внесенному в расписание учебных занятий) проводить кураторский час, по утвержденному плану. Не реже одного раза в месяц проводится кураторский час, на котором анализируется состояние воспитательной работы в группе, успеваемость студентов, посещаемость ими занятий, участие в культурной и общественной жизни факультета, вуза.
Ежегодно в течение октября-мая согласно утвержденному плану работает семинар кураторов, на котором происходит обмен педагогическим и учебно-методическим опытом преподавателей университета. В целях координации работы кураторов и преподавателей студенческих академических групп, организации регулярной и плодотворной работы семинара кураторов, функционирует Совет кураторов из числа опытных и талантливых преподавателей университета.
В университете за последние годы, с учетом требований современного образовательного процесса традиционно развиваются следующие направления воспитательной работы куратора студенческой академической группы:
- работа с первокурсниками
- формирование профессионально-педагогической направленности студентов и мотивации к профессионально-личностному самосовершенствованию
- духовно-нравственное воспитание
- гражданско-патриотическое воспитание
- развитие творческих способностей и сопровождение талантливых студентов
- формирование правовой культуры и культуры межнациональных отношений
- воспитание и развитие потребности в здоровом образе жизни
- работа со студентами, проживающими в общежитиях
- развитие органов студенческого самоуправления и социально-значимая работа
- информационно-публицистическая деятельность
Работа с первокурсниками включает:
- оказание помощи в организации процесса обучения и самостоятельной работы студентов, формирования умений и навыков самообразования и самовоспитания, воспитание культуры умственного труда;
- воспитание ответственного отношения к учебному труду, привлечение к различным видам внеаудиторной воспитательной работы;
- приобщение студентов к культуре, искусству, овладение навыками культуры поведения и общения, формирование эстетического отношения к жизни, посещение музея истории и зоологического музея университета;
- участие студентов в общественно-полезном и обслуживающем труде;
- работу по программе «Неделя первокурсника»: посвящение в студенты; знакомство с Уставом университета, правилами внутреннего распорядка; знакомство со структурой воспитательной работы; проведение Дня знаний (собрания в группах, семинары, экскурсии); проведение групповых и профсоюзных собраний в группах; работа по организации и формированию контингента кружков прикладного творчества, художественных коллективов, спортивных секций.
Формирование профессионально-педагогической направленности студентов и мотивации к профессионально-личностному самосовершенствованию включает:
- изучение мотивов выбора педагогической профессии (анкетирование, тестирование и проведение «круглых столов» в Центре практической психологии в течение года);
- празднование Дня учителя (Организация торжественного концерта, выпуск стенгазет, конкурс видеороликов);
- конкурс на лучшую студенческую научную и научно-методическую работу;
- проведение собраний и бесед по профориентации и формированию профессиональной направленности студентов;
- проведение ежегодного конкурса «Лучшая студенческая группа».
В последние годы резко возросла роль кураторов выпускных курсов в организации работы по трудоустройству выпускников и их послевузовском сопровождении. Традиционными стало проведение учебно-методических семинаров для молодых педагогов, оказание консультативной методической помощи при проведении воспитательных мероприятий в образовательных учреждениях.
Позитивной стала практика участия студентов, при содействии кураторов в педагогическом отряде университета, а также работе мобильной группе, осуществляющей профориентацию в школах области.
Приоритетным направлением в работе кураторов является деятельность по духовно-нравственному воспитанию и гражданско-патриотическому воспитанию студентов, в том числе включающую:
- организацию и проведение бесед, диспутов, круглых столов, встреч с представителями духовенства, социальными работниками, деятелями культуры и искусства по философским вопросам и вопросам политической и социальной сферы;
- проведение тематических мероприятий в группах, посвященных знаменательным датам смотра-конкурса военно-патриотической песни, конкурса стенгазет, литературно-музыкальных композиций, конкурса агитбригад и пр.)
- знакомство с историко-культурной жизнью вуза, города, региона, области, России (комплекс экскурсий – по факультетам, групповые экскурсии, посещение музеев, выставок);
- работу студенческого объединения «Патриот»
- проведение ежегодной межфакультетской деловой игры «Занимательная история».
В духовном воспитании студентов важную роль играет изучение истории вуза. Силами кураторов и студентов осуществляется пополнение музейного фонда, изучается история вуза, с момента его основания.
Развитие творческих способностей и сопровождение талантливых студентов это:
- изучение уровня нравственной воспитанности студентов и выявление художественных склонностей с целью планирования дальнейшей воспитательной работы.
- выставка творческих работ студентов и преподавателей.
- отчетные концерты творческих коллективов вуза.
- совместное посещение преподавателями и студентами выставок, музеев, спектаклей, концертов.
- организация разнообразных праздников, конкурсов, фестивалей, представлений согласно плану работы куратора, факультета, университета, например: проведение торжественной праздничной линейки в честь начала нового учебного года, конкурсов «Лучший куратор студенческой академической группы», «Смотра-конкурса художественной самодеятельности факультетов «Победа ради будущего», «Смотра-конкурса на лучшую комнату студенческого общежития», «Смотра-конкурса настенных газет и видеороликов факультетов ко Дню Знаний, Дню Учителя, Международному Дню студентов, Новогоднему празднику» и пр.
Формирование правовой культуры и культуры межнациональных отношений у студентов куратор реализует через:
- участие студентов в проблемных группах на факультетах (в рамках проведения открытых кураторских часов) по вопросам противодействия религиозно-политическому экстремизму (с уч. представителей правоохранительных органов, религиозных и общественных организаций);
- проведение регулярных чтений лекций для студентов, направленных на профилактику проявлений экстремизма, (по отдельному плану);
- учебных тренировок со студентами по правилам поведения при возникновении экстремальных ситуаций. (Проводятся регулярно в рамках «Месячника безопасности».)
- неделя оборонно-спортивных соревнований «Спорт-миротворец» для студентов-старшекурсников и смотра-конкурса военно-строевой песни.
- осуществление мониторинговых исследований и прогнозов социальных процессов.
- проведение ежегодного конкурса среди студентов на лучший документальный видеоролик, посвященный противодействию экстремизму.
- студенческого конкурса проектов по профилактике экстремизма в молодежной среде.
- проведение Дней национальных культур (выставка, конкурс худ.самодеятельности) в рамках Московского областного фестиваля народов мира «Дружба без границ». и пр.
В рамках воспитания и развития потребности в здоровом образе жизни и социальной работы немаловажен ряд мероприятий по сбережению здоровья студентов и профилактике вредных привычек, что должно стать залогом формирования осознанного стремления к здоровому образу жизни у студентов как будущих родителей и профессиональных работников.
Например, на базе кафедры физического воспитания создан спортивный клуб «Лидер» с широким спектром спортивных секций. Стало традицией проведение кураторами совместно с отделом по воспитательной работе и профкомом общеуниверситетских спортивных праздников: «День здоровья», «Звездный старт», «Спортивный калейдоскоп», «День студенческого городка» и др.
Кроме того в рамках работы кураторов предусмотрен ряд мероприятий по сбережению здоровья студентов и профилактике вредных привычек в соответствии с программой профилактики асоциальных явлений и сохранения здоровья студенческой молодежи. Разработаны и реализуются рекомендации для кураторов студенческих групп о профилактике употребления психоактивных веществ и стимулированию саморазвития личности студентов. Регулярно проводятся заседания Совета кураторов по вопросам социальной работы (консультации кураторов по работе с детьми-сиротами и детьми из неблагополучных семей, организация на факультетах мероприятий социальной направленности).
Работа со студентами, проживающими в общежитиях
Воспитательная работа в студенческих общежитиях осуществляется согласно планам работы университета, факультетов, кафедр. Сюда относится:
- организационная работа. Развитие студенческой инициативы и самоуправления (собрания студенческого совета общежитий для решения актуальных вопросов жизни студентов в общежитиях, встречи с администрацией университета и проч.;
- жилищно-бытовая работа (проведение дня студенческого городка, проведение субботников по поддержанию чистоты и порядка в общежитиях, конкурс на лучшую комнату, кухню, этаж общежития) ;
- культурно-досуговая и спортивно-оздоровительная работа (проведение тематических концертов, смотров художественной самодеятельности; спортивных соревнований по волейболу, футболу, настольному теннису)
- профилактика правонарушений (проведение «Дня вежливости», «Дня без курения»; проведение психологических тренингов совместно с Центром практической психологии, встреч с медицинскими работниками)
- работа лектория (просмотр видеофильмов о вреде курения, алкоголизма и наркомании, о культуре общения).
Привлечение студентов к участию в органах студенческого самоуправления на уровне «группа – факультет-университет» и активизация социально-значимой работы
Участие в ежегодном конкурсе «Лучший куратор», «Лучшая студенческая группа»;
Участие во внутривузовской школе студенческого актива;
Многие кураторы являются организаторами молодежных студенческих объединений, действующих в университете. Студенческое объединение «Социальная инициатива» осуществляет регулярное взаимодействие с детскими домами, приютами, домами престарелых, больницами города и района. Например, акции « Сердце отдаю детям» в приютах г. Орехово-Зуево и г. Павловский Посад, Электрогорск, организация экскурсий для студентов в отдел социальной защиты населения Орехово-Зуевского района, проведение «Дня Матерей России». Студенческое объединение «Патриот» активно взаимодействует с ветеранами ВОВ, организует проведение тематических вечеров, экскурсий по памятным местам Подмосковья.
Информационно-публицистическая деятельность студентов реализуется за счет
- участие в работе редколлегии общеуниверситетской газеты « Проспект интеллекта»;
- участие в организации работы официального сайта университета;
- сотрудничество с молодежными интернет-порталами города и района, городскими газетами и многотиражными изданиями;
- участие в городских и областных выставках и презентациях;
- публикации в вузовских научных сборниках.
Важным элементом и показателем успешной работы является проведение регулярного мониторинга куратором эффективности воспитательной работы в группе, результаты которого представляются на заседание совета факультета.
Своевременный мониторинг позволяет оперативно решать проблемные вопросы учебно-воспитательного процесса в группе.
Куратор предоставляет отчет по следующим критериям:
№ п/п |
Выполняемые обязанности |
1. |
Планирование работы и ведение отчетной документации (ведение дневника куратора; выступление на семинаре кураторов, совете факультета; отчеты о проведенной работе со студентами на заседаниях кафедры и совете факультета и пр.) |
2. |
Эффективное использование различных форм сотрудничества со студентами (систематическое проведение кураторских часов; проведение культурно-массовых мероприятий, публичных лекций, вечеров, встреч-бесед с интересными людьми, дискуссий; посещение выставок, театров, концертов, индивидуальные и групповые беседы и пр.) |
3. |
Уровень развития системы студенческого самоуправления в группе (проведение и организация воспитательной работы совместно с органами студенческого самоуправления; оказание помощи активу группы в составлении и реализации планов их работы) |
4. |
Работа в студенческих общежитиях (регулярное посещение студентов, проживающих в общежитии; работа со студентами первого курса; проведение бесед; отсутствие правонарушений и пр.) |
5. |
Работа и связь с родителями студентов. Организация профориентационной работы. Контроль и мониторинг трудоустройства выпускников. Учебно-методическое сопровождение |
6. |
Взаимодействие с отделом по воспитательной работе и профсоюзной организаций университетапри проведении внутрифакультетских. Общеуниверситетских и других мероприятий. |
7. |
Эффективность воспитательной работы 1. Успеваемость группы, ее отношение к процессу приобретения знаний по специальности. - количество аттестованных студентов в процентах от списочного состава по итогам семестра; - средний балл успеваемости по итогам месяца, сессии
|
2. Привлечение студентов к научно-исследовательской деятельности: - доклад, реферат на студенческой конференции, на «Дне науки» в университете; - доклад, реферат в ином вузе - доклад на региональной, всероссийской, международной конференции; - участие в олимпиадах по предмету; - процент участия в научных кружках.
|
|
3. Участие студентов в культурно-массовой и физкультурно-оздоровительной работе: - в коллективах художественной самодеятельности; - в спортивной команде университета; - в факультетских мероприятиях; - в общеуниверситетских мероприятиях
|
|
4. Участие студентов в различных формах общественной деятельности: - в выборных органах общественных организаций университета; - в субботниках других общественно-полезных мероприятиях; - в профессионально-ориентационного работе в учебных заведениях и по месту жительства. - участие в волонтерской и социально-значимой работе. |
Таким образом, успешная реализация задач института кураторов может быть обеспечена лишь его комплексным взаимодействием со всеми составляющими учебно-воспитательного процесса в вузе.